- НАДСТРОЙКА судовая
- закрытое сооружение на верхней палубе, простирающееся по ширине от борта до борта или отстоящее от обоих бортов на расстояние, не превышающее 0,04 ширины судна. Аналогичные надпалубные сооружения, отстоящие от бортов на большие расстояния, называются рубками. В зависимости от протяженности по длине судна надстройки бывают сплошные (длина надстройки близка к длине корпуса) и раздельные, в зависимости от высоты — одно- и многоярусные. Высота ярусов определяется условиями нормальной жизнедеятельности людей и размещения необходимого оборудования. По месту расположения надстройки различают: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют). Бак и ют, как правило, одноярусные; их внешние обводы являются продолжением обводов корпуса. Они предохраняют палубу от заливания волнами соответственно с носа и с кормы. Средняя надстройка встречается главным образом на судах со средним расположением МО и служит для защиты от волн сходов и световых люков МО. По функциональному признаку выделяют так называемую жилую надстройку— многоярусное сооружение, предназначенное для размещения жилых, бытовых и служебных помещений. На верхних ярусах жилой надстройки обычно располагаются каюты командного состава, над ними — ходовой мостик с рулевой, штурманской и радиорубками. Жилая надстройка может иметь носовое, кормовое, среднее и промежуточное (смещенное примерно на 3Д длины судна в корму) расположение. Иногда средняя (жилая) надстройка сливается с баком или ютом, образуя соответственно удлиненный бак (не менее '/4 длины судна) или удлиненный ют. Суда с надстройками, отстоящими друг от друга не более чем на 0,3 длины судна, называют колодезными. Количество, расположение и форма настройки в значительной степени определяют архитектурно-конструктивный тип судна (1-, 2- и 3-островные суда). Наиболее распространены 3-островные суда с баком, ютом и средней надстройкой. На крупных судах помимо жилой надстройки (или рубки) чаще всего предусматривают только бак, а на очень больших высокобортных судах иногда вообще отказываются от бака и юта (гладкопалубное судно). Надстройки имеют непроницаемые закрытия дверей, иллюминаторов и люков; они увеличивают запас плавучести судна и улучшают его мореходные качества.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.